| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Филателистический сектор почтовых доходов
С.А. КОРОБОВ, инженер по филателии УФПС Иркутской области - филиала ФГУП "Почта России"
Начиная в 2002 г. работу на почте в качестве инженера по филателии УФПС Иркутской области, я представил ряд направлений ее развития в систематизированных статьях: "Опыт и пути развития филателии в УФПС по Иркутской области", журнал "Почтовая связь. Техника и технологии", № 5, 2002 г., с. 20 - 22; "Развитие филателии: Иркутский вариант", журнал "Филателия" № 9, 2002 г., с. 5 - 7. Спустя почти четыре года, есть смысл подвести некоторые итоги, поделиться накопленным опытом, внести новые предложения по На мой взгляд, самый главный итог прошедших лет - это достижение понимания и устойчивого взаимодействия в вопросах развития филателии между региональными организациями почтовой связи, союза филателистов, администрациями области и городов. Мы получили тот резонанс общества, который способствует увеличению количества филателистов, спроса на филателистическую продукцию, что в конечном итоге положительно влияет на всех участников процесса. Местные выпуски В структуре доходов от услуг почтовой связи в нашем филиале реализация государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО) в 2005 г. составила 71,6 %. В первую очередь это, конечно, продажа художественных маркированных конвертов (ХМК) и стандартных марок. Выпуски ИТЦ "Марка" для УФПС Иркутской области ХМК местной тематики (одновременно с изготовлением к ним специальных почтовых штемпелей - СПШ) составляют ежегодно 6 - 10 единиц тиражом от 0,5 до 2 млн. шт. каждый. За последнее время в нашем регионе наблюдается увеличение спроса на художественные маркированные конверты (с 4 млн. шт. в 2002 г. до 8 млн. в 2005 г.), что составляет теперь почти четыре ХМК на каждого жителя области в год. Наглядный рост продаж ХМК в два раза (хотя рост объема отправляемых писем из Иркутской области по почте не так велик) означает, что клиент покупает не просто почтовую услугу, а некий предмет культуры, при этом нередко самой почтовой услугой и не пользуется. Это и есть филателия в самом широком смысле слова. Традиционно почта относит к филателии сугубо коммеморативные (художественные) марки, покупая которые, клиент, как правило, не требует оказания почтовых услуг. Такое определение справедливо только в отношении гашеных почтовых марок. Но на практике учитывать невостребованные почтовые услуги от продажи ГЗПО можно только косвенно. Статистика говорит о том, что не менее 10 % каждого реализованного почтой выпуска ГЗПО не предъявляется к почтовому обслуживанию. Поэтому из доходов от реализации государственных знаков почтовой оплаты (марки стандартные и коммеморативные, художественные маркированные конверты, почтовые маркированные карточки) как минимум 10 % справедливо можно отнести к доходам по разделу "филателия", то есть, это реализованные ГЗПО с невостребованной почтовой услугой. Ввод в обращение каждого нового ХМК и СПШ местной тематики в Иркутской области организован как значимое событие для жителей региона. Проводится широкая презентация данного мероприятия, освещаемая многочисленными средствами массовой информации (телевидение, радио, печатные СМИ, Интернет). Говоря иными словами, почта в Иркутской области с минимальными затратами (2 - 3 тыс. руб.) получает мощный имиджевый канал стоимостью до 200 тыс. руб. в месяц, так как цена, например, эфирного времени в нашем регионе составляет не менее 10 тыс. руб. за 1 минуту. Ресурсы для таких мероприятий с удовольствием предоставляются заинтересованными организациями и местной властью. Таким образом, выходновых ХМК и СПШ, а также использование в отделениях почтовой связи области уже имеющихся СПШ с переводной датой позволяют осуществлять до 40 - 50 почтовых имиджевых акций в год на сумму не менее Например, УФПС Иркутской области всегда участвует в проведении такого мероприятия, как "День города". Передвижное почтовое отделение (в нём оказывается почтовая услуга до заказного письма) выставляется в центре города на набережной, вокруг него бегают дети в костюмах зверей и майках "Почта России", и для того, чтобы с ними сфотографироваться, требуется предъявить квитанции "ХМК+СПШ", которые мы в этот день успешно и в большом количестве реализуем гостям и жителям города. Вот такая простая технология - игра, забавно и интересно всем, а почте доходно... Уникальность филателистического материала (ХМК+СПШ) с исторической значимостью сюжета привела к резкому спросу у местных филателистов на такую услугу как "отложенное" гашение СПШ. Но особенно радует спрос на эту продукцию у филателистов из других регионов: порой подобные заказы доходят до десятков тысяч. Конечно, это не объемы "Почты Деда Мороза", но они значимы для почтовых доходов конкретного региона. Данную услугу целесообразно распространить на другие филиалы ФГУП "Почта России", введя в практику обмен такими уникальными Ярким примером несогласованности действий и, как следствие, упущенной прибыли может служить прошедшая Всероссийская почтовая акция - празднование 60-й годовщины Великой Победы. ИТЦ "Марка" выпустил более 100 СПШ и ХМК для многих регионов, и это могло бы способствовать взаимному обмену между УФПС филателистическими сувенирами, увеличивая прибыль первичного (почтового) и получая часть прибыли вторичного (филателистического) рынка. Но этого не произошло. Ситуацией сразу воспользовались дилеры, в результате почти вся сверхприбыль досталась им. Мне кажется, что почта должна влиять на вторичный филателистический рынок, курировать, способствуя его развитию. С одной стороны, необходимо создавать такие условия, когда стоимость ГЗПО на вторичном рынке будет выше почтовой (номинальной). Это станет гарантией того, что данная продукция не будет востребована в качестве почтовой услуги (т. е. будет филателистической). С другой стороны, этим не следует увлекаться, так как если вторичный рынок почувствует отсутствие в выпуске ГЗПО почтовой сущности, интерес к нему (а значит и цена) резко упадут. Напрашивается вывод: созрела необходимость в создании централизованного координационного органа в аппарате ФГУП "Почта России" для успешного отслеживания ситуации и воздействия на вторичный филателистический рынок с целью извлечения максимальной выгоды для почты. Естественно, в этом органе обязательно должны быть профессиональные филателисты. Организация продаж В УФПС Иркутской области - филиале ФГУП "Почта России" успешно найдена форма локальной углубленной филателистической работы. Она сосредоточена в специализированном на филателии отделении почтовой связи (ОПС) № 75 Иркутска - "Почтовом салоне", где в штате есть профессиональные филателисты (для организации абонементного, комиссионного, консультативного, выставочного обслуживания клиентов). Именно поэтому наш "Почтовый салон" очень быстро превратился в центр филателистической пропаганды почти для всей Сибири, а также ближайших стран - Монголии и Китая. Здесь в ряды филателистов успешно привлекаются новые члены, особенно молодежь, возвращаются в строй филателистов коллекционеры, по тем или иным причинам ранее оставившие свое увлечение. Нередко абонементодержателями (это постоянные покупатели филателистической продукции, с которыми почтамт заключил годовой договор на абонементное обслуживание) становятся жители соседних регионов и даже стран. Однако в последнее время мы замечаем, что в работе "Почтового салона" в организационном плане выявляются негативные тенденции, замедляющие развитие филателии на почте. Сегодня уже мало просто выделить ряд операторов для работы с филателистами, вменив им дополнительные обязанности. В таких ОПС неизбежно появляются сдерживающие мотивы для развития филателии. Первое - это необходимость постоянного увеличения филателистического ассортимента, что приводит к росту общей массы учетного товара, следовательно, значительному превышению норм финансовых остатков для ОПС. Начальник отделения связи косвенно не заинтересован в увеличении ассортимента филателистической продукции, так как времени на ее обработку и учет в таком количестве не предусматривается, а значит, не хватает, т. е. существуют внутренние механизмы, замедляющие товарооборот. А такая все возрастающая услуга, как работа с клиентами по отправке филателистических товаров наложенным платежом, требует повышенного внимания и отнимает уйму времени: Возникают противоречия, которые в рамках штатного ОПС не решить, нужна новая форма организации "Почтового салона". Вторым сдерживающим моментом является то, что специализация оператора по продаже филателистической продукции не влечет за собой его карьерного роста и квалификации, так как в существующих положениях о присвоении разрядов операторов связи данная категория отсутствует. Следовательно, для повышения квалификации работник должен обязательно осваивать смежные почтовые специальности в ущерб основной филателистической работе, что сказывается на его заработной плате и, как следствие, приводит к текучести кадров. В результате пропадают многомесячные труды по подготовке опытного продавца филателистической продукции. А такая профессия на почте сродни профессии врача: чем больше стаж, тем опытнее работник. Оператор, обслуживающий филателистов, должен быть психологом, учитывать особенности конкретного абонементодержателя, владеть основами филателии и уметь увлечь ею, развивать такие личные качества как доброжелательность, терпимость, аккуратность. Порой оператору необходимы и знания иностранных языков. Теряя подготовленные кадры, почта упускает многократную прибыль. Нередки и случаи, когда подготовленного оператора в служебных целях "перекидывают" на другую сферу деятельности в ОПС, иногда закрывая филателистическую торговлю на несколько дней, принося ей значительный ущерб:. Для успешной и более качественной работы назрела необходимость выделить в структуре почтамта крупного города целое подразделение - "Филателистический салон", не привязывая его функционально к отделению почтовой связи, со своим штатом, обязанностями и техническим ресурсом, присвоив ему статус магазина. Немаловажно также дать возможность присваивать сотрудникам "Филателистического салона" высшие квалификационные почтовые разряды, а оплату труда четко связать с результатами прибыли за каждый месяц. Интернет и филателия Еще одно направление работы нашего филиала - это освоение Интернет-технологий и их внедрение в сферу почтовых услуг. Результаты "интернетизации" почты и филателии в последнее время внушительны. Созданы тысячи филателистических сайтов, как официального (почтовые администрации стран, их филателистические структуры и подразделения), так и частного характера (информационные, аукционные, клубные и т. д.). Это способствует развитию филателии по всем направлениям. В свое время УФПС Иркутской области совместно с региональным союзом филателистов первыми в стране осуществили попытку создания Интернет-ресурса "Рабочее место интернетизированного филателиста". Проект успешно реализован : http://stamps.lgg.ru . Сегодня это электронно-информационный ресурс с более чем 7 тыс. страниц, один из самых посещаемых филателистических сайтов в мире. Он успешно используется в оборудованных местах удаленного доступа к Интернет в отделениях почтовой связи Иркутской области. Здесь виртуально получают информацию и консультации до 100 филателистов в день. А такая остро востребованная почтово-филателистичес-кая услуга, как поиск для клиента (абонементодержателя) партнера для филателистического обмена или На практике выходит так, что наш филателистический абонементодержатель заказывает и выкупает филателистическую продукцию не только для себя, но и для партнера по филателии, увеличивая филателистический сектор почтовых доходов не только нашего региона (приобретая порой десятки экземпляров каждого вида ГЗПО и отправляя их заказной корреспонденцией партнерам по обмену). Поддержка УФПС Иркутской области - филиала ФГУП "Почта России" филателистического сайта способствует и созданию в регионах клубов юных филателистов, прямо вписываясь в общенациональную программу доступа к информационным ресурсам нашей страны в сфере образования и культуры. Эта новая форма работы, здесь есть свои специфические проблемы, но она успешно ведется, а главное, - за ней будущее, причем, как для почты, так и для филателии: Представленные в статье формы обоюдовыгодного сотрудничества давно востребованы во всех почтовых филиалах страны и региональных обществах филателистов. Это подтвердил и прошедший в 2005 г. в Москве IV съезд Союза филателистов России. Есть надежда, что предложения будут услышаны и внедрены повсеместно. |