Уникальный гидроэнергетический комплекс Байкал-Ангара издавна привлекал внимание энергетиков России.
Не вдаваясь в подробности, необходимо отметить, что существовало множество предложений строительства гидроэлектростанций как
на самой Ангаре, так и на различных ее притоках и других реках.
В 1932 г. на Первой Всесоюзной конференции по развитию производительных сил
СССР отдельно рассматривалась перспектива использования ресурсов Приангарья.
Несметные природные богатства региона: каменный уголь, железная руда, древесина,
тальк, поваренная соль, мраморовидные известняки, гипс, асбест, поддержанные мощными
гидроресурсами, выдвинули Иркутскую область в число перспективных регионов хозяйственного развития.
Почти одновременно происходили другие события, сыгравшие немаловажную роль в развитии Иркутской области.
Быстро развивающееся народное хозяйство страны в предвоенные годы начало остро ощущать нехватку бакинской нефти, добыча
которой не успевала за растущими потребностями.
Перед страной встал вопрос о создании предприятий по производству
жидкого топлива. В марте 1939 г. на VIII съезде ВКП(б) при утверждении плана
третьей пятилетки было принято соответствующее
решение о строительстве таких заводов и в первую очередь на востоке
страны.
Нападение фашистской Германии отодвинуло реализацию этих
планов, но уже в марте 1945 г. в междуречье Ангары и Китоя была выбрана
площадка для строительства завода по производству искусственного жидкого
топлива из черемховских углей и рабочего поселка на 30
тыс. человек.
Строительство временного жилья началось в том же году, а промышленных
объектов - несколько позже. Поселок назвали Ангарским.
В 1947 г. в Иркутске состоялась конференция по изучению производительных
сил Иркутской области, организованная Академией наук
СССР.
Центральным узлом дальнейшего развития области должен был
стать Байкало-Черемховский энергопромышленный комплекс (Иркутск-Усолье-Черемхово),
а его началом - строительство Иркутской ГЭС. Однако для строительства
ГЭС нужна была мощная энергетическая база.
В это же время продолжается строительство пос.Ангарский и его
завода. Однако темпы строительства были явно недостаточны, и в
1948 г. создается Ангарское управление строительства № 16 (АУС-16,
награждено орденом Трудового Красного Знамени).
Уже в 1951 г. на берегу Китоя стоял город (статус присвоен 29 мая
1951 г., город награжден орденом Трудового Красного Знамени) с крупнейшей
в области ТЭЦ-1, давшей первый промышленный ток 5 ноября
1951 г.
|